Во исполнение п. 4.2.5 протокола расширенного совместного заседания коллегий ФНС, СК РФ и МВД РФ от 03.12.2021 ФНС проведен анализ практик выявления и привлечения к уголовной ответственности реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений.
*В Обзоре ФНС представлены:*
— результаты анализа информации в части успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения
В частности, в результате анализа установлено, что из 45 налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого необоснованную налоговую выгоду (ННВ), бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%);
— комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.
С целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности должника, в том числе:
— анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов;
— поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;
— получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) офшорных компаний;
— направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
— анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.
*Кроме того, в Обзоре ФНС представлены наиболее эффективные мероприятия, в числе которых:*
— допросы (ст. 90 НК РФ, ст. 79 УПК РФ);
— допрос потерпевшего (ст. 78 УПК РФ);
— осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (ст. 92 НК РФ, ст. ст. 176, 182 УПК РФ);
— истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц - участников сделки, по результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ, ст. 183 УПК РФ);
— проведение экспертизы документов (ст. 95 НК РФ, ст. 80 УПК РФ);
— обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки (ст. ст. 182, 183 УПК РФ; ст. 94 НК РФ);
— осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации (ст. 176 УПК РФ);
— контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).
_Письмо ФНС от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@_
Обзор практик противодействия схемам уклонения от налогообложения
Поделиться