О слоеных пирогах в налоговом планировании
Создавая структуру из группы компаний, предприниматели иногда делают «слоеный пирог». Так мы называем ситуацию, когда товары передаются друг другу в рамках группы для последующей перепродажи.
Вот пример такого «пирога»: ООО и ИП торгуют в розницу, применяют УСН и патент. Компания часть своих площадей сдавала в аренду ИП. Налоговая инспекция в ходе выездной выяснила, что ООО сдал в аренду часть помещения для того, чтобы удержаться на УСН, и подтвердила этот вывод следующими фактами:
- совместное использование офисных и складских помещений;
- осуществление обществом и ИП одного вида деятельности по одному адресу;
- общие поставщики и общие сотрудники;
- ИП является руководителем и единственным участником общества;
- ведение их бухгалтерского учета, приемку товара, расчет с покупателями и сдачу налоговой отчетности осуществляют одни и те же лица, а выплату заработной платы сотрудникам – супруга ИП;
- наличие единого входа как для покупателей общества, так и для покупателей ИП;
- перемешанное расположение товара в каждом торговом зале без разделения и возможность определения принадлежности товара только по ценнику;
- проведение операций по кассе единым чеком с разнесением выручки между обществом и ИП специальной программой и последующая сдача выручки супруге ИП;
- использование единого логотипа на входе в супермаркет и на чеках;
- счета в одном банке и один номер телефона на двоих;
- совпадение IР-адресов при осуществлении расчетов посредством «Клиент-Банк»;
- отсутствие у ИП платежей за услуги связи, электроэнергию, канцелярские товары и прочих расходов;
- символический размер арендной платы – 5 тыс. рублей за 148 м2, что в 12 раз меньше рыночных цен.
Итог: все суды заняли сторону налогового органа.
Какие выводы мы делаем из этого случая?
Чтобы не задваивать выручку при сдаче в аренду помещений, предприниматель в договоре указал символическую цену (в 12 раз меньше рынка). Это было сделано для того, чтобы не платить налоги дважды. Стоимость товара, работ или услуг за пределами рыночных всегда будет под пристальным вниманием со стороны налоговых органов. Причем не так важно, в какую сторону отличаются цены в ваших отношениях внутри группы компаний – в большую или меньшую. То и другое указывает на необоснованную налоговую выгоду. Но в совокупности с другими факторами, конечно.
Если вы разделяете бизнес для диверсификации предпринимательских и иных рисков, то содержание всей структуры будет стоить вам недешево. Если вы дробите бизнес для цели экономии на налогах, то скорее всего у вас будет занижение рыночной цены внутри группы.
Так работает механизм дробления.
И вновь о дроблении ...
Поделиться