103 ГОДА РЕФОРМ В ОДИНОЧЕСТВЕ.



День 7 ноября (25 октября по юлианскому календарю)

Измученным Первой мировой войной, голодным людям хотелось не пирожных на балах с юнкерами в дворянских собраниях под вальсы Шуберта, не хрустящих французских булок, а мира и простого хлеба. Старую власть, старый порядок с оружием в руках защищали те, кому было что терять, и их оказалось меньшинство в более, чем 100 – миллионной стране.

Гражданская война, террор и репрессии показали сколько напряжения, обиды и ненависти накопилось в людях и как иллюзорны были все правила и барьеры, казавшиеся незыблемыми в России много веков. Никакие законы не дают никаких гарантий и не работают там, где люди доведены до отчаяния. Ведь это не инопланетяне исполняли приказы о взятии и расстреле заложников, не инопланетяне писали доносы и выносили приговоры, а в своей массе русские, в православии воспитанные люди, родившиеся при царе-батюшке.

Стабильность государства – в регулярной, нереволюционной сменяемости власти, в её подотчётности, в политической конкуренции и справедливом, равном доступе к общественным ресурсам и в ликвидации бедности, как основы любого социального бунта. Количество людей, которым есть что терять, должно быть в разы больше, по сравнению с теми людьми, кому терять нечего.

Великая октябрьская социалистическая революция. Бессмысленный и беспощадный бунт. Никто тогда не поддержал Россию и сейчас, через 103 года, она продолжает свой путь в истории практически в одиночестве – без верных друзей, без надёжных союзников.

Оскар Уайльд в своей пьесе «Вера, или нигилисты» высказался, что в России нет ничего невозможного, кроме реформ – «Nothing Is Impossible in Russia But Reform», а великий реформатор Александр II, убитый впоследствии революционерами, едко заметил: «Русским народом управлять не сложно, только бесполезно». А ведь именно Александр II Освободитель упразднил крепостное право, провёл земскую и судебные реформы, пытался бороться с коррупцией, впервые введя практику обязательного декларирования имущества государственными служащими. Страна погрязла в реформах, без какой-либо надежды однажды стать реформированной и просто развиваться.

Октябрьскую революцию действительно можно назвать Великой, потому что впервые была предпринята попытка изменить Россию – создать новое, справедливое общество и нового, свободного, образованного человека. Это стоило того, чтобы попробовать. «Великая» она ещё и потому, что реформы, ей начатые, длятся целых 103 года, бой продолжается и цель Революции всё ещё впереди.

Стоит почитать признанный шедевр мировой журналистики - книгу «Десять дней, которые потрясли мир» американского журналиста Джона Рида, похороненного 100 лет назад у Кремлёвской стены.

Добавить комментарий