1.Единый налоговый счёт - без преувеличения стал событием года.
Уровень разбалансированности налогового администрирования в начале года был беспрецедентным, что проявилось в солидарном негативном отклике бизнеса и регионов.
Несмотря на то, что законодательные изменения вносились ещё в конце прошлого года - до вступления нового порядка в силу - потребовались очень серьёзные усилия всей нормотворческой и административной вертикали, чтобы купировать возникшие негативные последствия.
Вероятно, это стало следствием спешки с введением нового порядка учёта налоговых платежей.
В прошлом году всё затевалось как добровольный эксперимент, но ещё до его завершения в срочном порядке было переписано под постоянно действующие обязательные нормы.
На сегодняшний день основные проблемы решены - ранее глава ФНС публично извинился за допущенные ошибки, а на встрече с Президентом сообщил о том, что реформа состоялась.
2. Топливный демпфер.
Нефтяная отрасль давно привыкла к быстрой изменчивости налоговой среды. Но история с уполовиниванием демпфера стала чуть ли не вершиной налогового нормотворчества в этой сфере. Стоит напомнить, что Министр финансов анонсировал данное решение длительностью в год, но правительство внесло в думу уже трёхлетнее предложение. При этом Минфин, Минэнерго и профильный вице-премьер выступили с успокоительными прогнозами относительно топливных цен. Однако цены выросли значительно и уже через несколько месяцев решение дезавуировали и вернулись к прежним параметрам демпфера. Столь серьёзных изменений стоимостью сотни миллиардов рублей за столь короткое время в налоговом законодательстве ещё не было.
Как известно, Счётной палате уже дано поручение проанализировать причины роста топливных цен - осталось дождаться соответствующего отчёта.
3. Разъяснения Минфина.
С точки зрения субординации весьма показательна история с реакцией финансового ведомства на президентский указ о приостановлении действия отдельных положений международных соглашений.
Указ Президента РФ № 585 был издан 8 августа, а уже 11 августа на сайте Минфина размещено сообщение, которым министерство "разрешило" не применять отдельные положения указа до внесения соответствующих изменений в закон.
Обсуждать содержание данного сообщения практически бессмысленно - настолько откровенно оно по форме. Остаётся лишь надеяться, что подобная практика не будет в будущем тиражироваться на иные указы Президента РФ или федеральные законы.
4. Нотариальная формула.
В конце прошлого года был принят федеральный закон о новом порядке установления нотариальных тарифов, на котором настояла Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко.
Во исполнение закона Федеральной нотариальной платой была представлена, а Минюстом утверждена новая формула предельных региональных тарифов. Документ, выполненный в небезупречной юридической технике, не достиг анонсированных целей - сделать тарифообразование в нотариате прозрачным и обоснованным.
В итоге с 1 октября во многих регионах тарифы не только не снизились, но и выросли.
Данное обстоятельство стало одной из причин, по которым Министр юстиции выступил с предложением о принципиальных изменениях в законодательстве о нотариальной деятельности. В том числе о передаче государству полномочий по установлению тарифов.
Эти примеры свидетельствуют об одной очень неприятной тенденции - недостаточном качестве нормотворчества. Как видно, это в равной степени относится и к законам, и к подзаконному регулированию.
Хочется выразить надежду, что в наступающем году данная тенденция не получит развития и его итоги в данной области можно будет подводить исключительно на мажорной ноте.
ЭКСПЕРТЫ о налогах в уходящем году.
Поделиться