Резолюция в формате Word - Скачать
Исх. № 15 01.03.2016 г г. Сызрань
Губернатору Самарской области
Меркушкину Н.И.
Председателю Самарской Губернской Думы
Сазонову В.Ф.
Уполномоченному по защите прав предпринимателей Самарской области
Борисову Е.Н.
Главе Администрации г.о.Сызрань
Лядину Н.М.
РЕЗОЛЮЦИЯ
ЧЕТВЕРТОГО ГОРОДСКОГО БИЗНЕС – ФОРУМА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО: БИЗНЕСМЕН И ГРАЖДАНИН»
от 11 декабря 2015 года в г.о. Сызрань Самарской области
Присутствующие:
члены НП «Ассоциация малого и среднего предпринимательства
г.о. Сызрань Самарской области»;
члены «Меркурий клуба» г.о. Сызрань;
предприниматели г.о. Сызрань, Сызранского и Шигонского района,
г.о.Октябрьск
По результатам обсуждения положения, сложившегося к настоящему времени в малом и среднем бизнесе на территории Самарской области, участники предпринимательского Форума «Предпринимательское сообщество: бизнесмен и гражданин» констатируют усиление негативных явлений в экономике, которые усугубляют уже имеющиеся проблемы.
Сегодня наблюдаются факты сокращения доходов СМСП, приостановки их деятельности, что однозначно ведет к ухудшению экономического и социального положения предприятий малого бизнеса и работников этих предприятий.
Среди причин негативных явлений можно выделить: рост налоговой и тарифной нагрузки, который оказывает сдерживающее воздействие на развитие предпринимательства.
Ограниченность рынков сбыта, сложность приобретения и введения в коммерческий оборот ресурсов, рост цен на энергоносители, недоступность долгосрочных кредитов и высокие процентные ставки, недоступность земельных участков для ведения бизнеса и сложность их оформления; недостаток кадров, а также другие факторы снизили уровень привлекательности как производственного сектора до минимума, так и иных видов предпринимательской деятельности, а также способствовали переходу части бизнеса в теневую сферу.
В области налогообложения мы отмечаем на сегодняшний день серьезное усиление всех фискальных функций государственных органов, способное не только подавить, но и подавляющее предпринимательскую инициативу.
Введение для СМСП налогов с кадастровой стоимости земли и имущества привело к тому, что многие из субъектов малого предпринимательства рассматривают вопрос прекращения ведения предпринимательской деятельности.
В области тарифов на привлекаемые ресурсы очевидным является завышенная ставка банковского процента на используемые финансовые ресурсы. Относительного этого вопроса мы склоняемся к мнению о том, что процентная ставка Центрального Банка Российской Федерации обуславливается не потребностями экономики РФ, а определяется манипуляциями на финансовых рынках.
Вместе с тем, мы отмечаем запредельно высокие тарифы на энергоресурсы: по паритету покупательной способности стоимость электроэнергии в РФ, например, стала выше, чем в США, при несравнимо более низкой финансовой обеспеченности и граждан, и предприятий в РФ. Считаем необходимым проведение глубокого анализа деятельности основных операторов энергетического рынка, вплоть до пересмотра «Правил» функционирования оптового рынка электроэнергии, и реализованных в последние годы схем разделения единого по своей сути процесса энергоснабжения потребителей между сбытовыми и сетевыми компаниями, необходимо минимизировать количество посредников между поставщиком и потребителем ресурсов.
Воздействие названных факторов можно было в определенной мере минимизировать посредством совершенствования системы управления условиями развития МСП на государственном и общественном, а также на региональном и муниципальном уровнях, однако этого в полной мере не было сделано.
В деятельности большинства министерств и ведомств, причастных к развитию предпринимательства отсутствует системное межведомственное сотрудничество при координирующей роли Министерства экономики Самарской области. В работе большинства министерств и ведомств отсутствует прозрачность планов, целей, результатов, а роль общественных советов и бизнес-ассоциаций сведена к минимуму.
В усложняющихся экономических условиях в развитии предпринимательства возрастает значимость муниципалитетов, однако реализовать это при отсутствии достаточных полномочий и ресурсов в полной мере не представляется возможным.
Не задействованы в полной мере и общественные институты бизнеса: бизнес-ассоциации не рассматриваются государством в качестве институтов развития, способных оказывать влияние на экономические результаты, скорее, их роль сведена к формальному минимуму. Ассоциации предпринимателей в муниципальных районах находятся в стадии становления при некотором настороженном отношении местной власти.
В целом, управление процессом развития МСП в сложившемся виде является недостаточно функциональным и целостным, не скоординированным и несбалансированным. В нем отсутствуют четкие правила межведомственного сотрудничества, частно - государственного партнерства, а также меж секторального взаимодействия (между бизнес-ассоциациями, советами предпринимателей с одной стороны и органами государственной и муниципальной власти – с другой).
В создавшихся экономических условиях сложившаяся система государственно-общественного влияния на развитие МСП требует существенной и оперативной корректировки.
Учитывая, что малое предпринимательство во многих странах является фактором социально-экономической стабилизации, особенно в условиях кризиса, мы пришли к выводу о необходимости реальной консолидации усилий бизнес-сообществ и органов власти по выработке программы первоочередных и последующих шагов для снижения степени воздействий негативных явлений и последующего развития малого и среднего бизнеса.
Особую тревогу предпринимательского сообщества вызывает то, что проблемные вопросы ведения предпринимательской деятельности не решаются годами, и это способствует тому, что падает престиж предпринимательства в стране и в Самарской области, в частности.
Декларируемое увеличение числа предпринимателей связано с тем, что бизнес начинает играть по правилам предложенным государством — прекращая деятельность в одной организации, открывается другая организация или ИП. Число предприятий, имеющих длительный срок ведения предпринимательской деятельности сокращается с каждым годом.
Участники Форума отмечают, что из вопросов, поставленных в итоговом Меморандуме на первом форуме «Предпринимательское сообщество: бизнесмен и гражданин» прошедшем в 2012 году, практически не решен ни один.
Проблемные вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели в настоящее время и решение которых позволило бы создать более благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности следующие:
- Существующая законодательная база не учитывает особенностей ведения предпринимательской деятельности субъектами малого предпринимательства. Требования, предъявляемые к субъектам малого и микро бизнеса идентичны требованиям, предъявляемым к крупному бизнесу, что приводит к тому, что малый бизнес уходит из правового поля, так как не в состоянии обеспечить выполнение всех требований закона.
- Отсутствует стабильность в законодательстве. Изменения столь часты, что даже при наличии штатных единиц юристов и бухгалтеров отследить их в полном объеме невозможно, что дает возможность контролирующим органам «кошмарить» бизнес. Малый и микробизнес уже просто не обращает внимание на вводимые изменения, рискуя быть наказанным, предпочитая «не светиться», и зачастую, принимая решение работать в «тени», так как штрафы на физические лица кратно ниже, чем у законопослушных предпринимателей.
- Принимаемые нормативные акты усложняют ведение предпринимательской деятельности:
Так проведенная беспрецедентно не профессионально кадастровая оценка земли в Самарской области привела к тому, что значительно повысился налог на землю. Кадастровая стоимость в большинстве случаев превысила стоимость рыночную и предпринимателям было предложено за свой счет доказывать, что оценку провели не корректно. Значительно повлияло на рост арендных платежей в 2016 году и внесение изменений в №308 Постановление Правительства Самарской области, в части отмены коэффициента приближенности, без пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.
Планируемое Правительством РФ введение ККТ (онлайн – касс) для обеспечения наличных расчетов для всех предпринимателей не зависимо от режима налогообложения с 01.01.2018 (поэтапно законопроект начнет вводиться с 01.07.2016 года) года приведет к значительным не налоговым расходам для предпринимателей и в конечном итоге к массовому закрытию «малышей», так как оптимизация государственного регулирования в сфере применения ККТ в целях противодействия уклонению от уплаты налогов перекладывается на плечи самих предпринимателей. Сумма затрат в год составит более 50 тысяч рублей – и для сапожника, и для швеи, и для парикмахера, что однозначно приведет к массовому закрытию предпринимателей и уходу их в тень.
Возврат к исчислению пенсионных взносов ИП с учетом повышающих коэффициентов с 01.01.2017 года станет очередным ударом для субъектов именно микробизнеса, к которым относятся 90% ИП ведущих деятельность в Самарской области. Напомним, что в 2013 году, когда была применена данная схема расчетов взносов в области прекратили деятельность более 8 тысяч предпринимателей. Рассматриваем данный законопроект, как проект направленный на уничтожение именно малого и микробизнеса бизнеса в регионах.
- Штрафы за нарушение действующего законодательства сегодня не дифференцированы, отсутствует или не применяется такая мера, как предупреждение, сразу накладываются штрафные санкции и требование об исполнении предписания. С учетом возросших сумм штрафов, предприниматель после их оплаты зачастую не может исполнить предписание и закрывается.
- Действия контролирующих органов направлены на выявление максимального количества нарушений у предпринимателя при проведении проверки и часто после завершения проверки предприниматель прекращает легальную деятельность, так как не в состоянии одновременно исполнить предписание и оплатить наложенные штрафы.
- Отчетность предпринимателей с каждым годом только усложняется и увеличивается в объеме. Увеличивается количество структур, требующих отчеты, вводиться необходимость сдачи отчетности в электронном виде, что приводит к значительным затратам на обеспечении данной деятельности. В качестве примера можно привести требование с 2016 года по ежемесячной сдаче отчетов в ПФР и ежеквартальной в МИФНС за работников. А сдать годовой отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для предпринимателей сложнее, чем налоговую декларацию.
Если рассматривать предпринимательскую деятельность как рабочий процесс, то зачастую до 50 % рабочего времени предприниматель тратит на всевозможные отчеты и разъяснения как он ведет бизнес.
- Налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается ежегодно как через увеличение прямых налогов, так и через налоги, ранее не применяемые к СМСП, такие как налог на имущество для предпринимателей, применяющих УСН, ЕНВД и патент.
- Конкуренция легального предпринимательства и граждан, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность. То, что более 25% трудоспособного населения непонятно чем занимается и на какие доходы живет признало и Правительство РФ, но реальных мер по исправлению данной ситуации мы не видим.
- Очень серьезной проблемой мешающей развитию бизнеса является отсутствие дешевых кредитов. Короткие сроки кредитования. Жесткие требования к обеспечению кредитов.
- Экспансия Федеральных сетей которая привела к тому, что практически ликвидировано малое предпринимательство в области производства продуктов питания. Наблюдается стойкое снижение количества магазинов розничной торговли, которые являются плательщиками в местные бюджеты. Впервые мы озвучили эту проблему в 2010 году и просили власть принять адекватные меры по обеспечению продовольственной безопасности региона, к сожалению, мы не были услышаны и сегодня придется вкладывать огромные бюджетные средства на производство импорт замещаемой пищевой продукции.
- Тарифы на энергоносители. Стоимость электроэнергии для СМСП самая высокая: если крупное предприятие за 1 КВ электроэнергии платит от 2.00 до 2.50 рублей, то малый бизнес до 8.00 рублей. Изначально для малого бизнеса формируются неравные условия конкуренции. Данная проблема наблюдается при использовании газа, воды, тепла. Существенные трудности испытывают предприниматели и при подключении к коммуникациям.
- Кадровое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства вызывает огромную обеспокоенность предпринимательства. Отмечаем низкий профессиональный уровень выпускников средних и высших учебных заведений. Наблюдается стойкая нехватка специалистов рабочих профессий.
- Неравные конкурентные условия ведения бизнеса создает также принятие законодательных и нормативных правовых актов на уровне субъекта, в частности, налога на имущество физических и юридических лиц от 0,9% до 2% процентов, зачастую без льгот.
- Неэффективная работа по проведению оценки регулирующего воздействия принимаемых правовых и нормативных актов, без учета мнения предпринимательского сообщества. (Примером может служить 79 – ФЗ. Предпринимательское сообщество дало резко негативную оценку данному законопроекту, но несмотря на это он был принят).
На основании Вышеизложенного предлагаем:
- Правительству Самарской области совместно с депутатами Самарской Губернской Думы и аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей Самарской области проработать предлагаемые законопроекты, а именно проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (ФЗ № 54–ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (ФЗ № 212-ФЗ) и выйти с инициативой в Государственную Думу и к Уполномоченному по защите прав предпринимателей РФ Титову Б.Ю. о приостановке их введения в действие.
- Создать Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных актов Самарской области затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности на территории Самарской области куда ввести представителей предпринимательского сообщества для защиты интересов бизнеса.
- В целях снижения сроков по подключению к электрическим, газовым и иным источникам водоснабжения и водоотведения, а также снижения материальных затрат принять Региональный стандарт сроков технологического присоединения (подключения) к инженерным сетям в Самарской области. Срок 1-ое полугодие 2016 года.
- В течении первого полугодия 2016 года открыть "единое окно" на базе министерства энергетики и ЖКК Самарской области для принятия заявлений о присоединении к энергетическим и газовым сетям от представителей малого и среднего бизнеса и промышленных предприятий, что значительно сократит сроки подключения, уменьшит нагрузку и исключит коррупционную составляющую.
- Правительству Самарской области совместно с органами внутренних дел принять исчерпывающие меры по ликвидации "теневого бизнеса".
- В целях снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства направить усилия проверяющих органов субъекта, в частности экологическую службу, ветеринарную и земельный контроль на профилактическую и разъяснительную работу В своей работе контролирующим органам исключить внеплановые проверки, проводить их только в исключительных случаях, угрожающих здоровью и нанесению вреда окружающей среде.
- Обязать Фонд капитального ремонта жилых домов при проведении торгов на проведении ремонтных работ отдавать предпочтение местным (зарегистрированным в городах Самарской области) строительным организациям.
- В связи с принятием закона "О налоге ни имущество юридических лиц" на территории Самарской области обеспечить в 2016 году проведение кадастровой оценки недвижимости с учетом фактической рыночной стоимости.
- Правительству Самарской области проанализировать долю объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предшествующий финансовый год в границах городских округов и муниципальных районов федеральными торговыми сетями и в случае превышения 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении принять меры к устранению выявленных нарушений согласно ФЗ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Председатель правления НП Осипов А.