Малому бизнесу в новом году стало еще тяжелее (интервью для газеты Сызрань-курьер)

  О том как развивается этот сектор экономики, об условиях ведения бизнеса, взаимоотношениях со властью и обществом нашему изданию рассказали: председатель правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства г.о. Сызрань Ольга Майорова, исполнительный директор ассоциации Нина Енщикова и член правления ассоциации Александр Осипов.
  О.М.: Хотелось бы начать разговор с того, что когда создавалась наша ассоциация (в организационно-правовом отношении это некоммерческое партнерство), нам самим хотелось понять, что собой представляет этот сегмент рынка, как в масштабах страны, так и в условиях Сызрани. Кто эти люди, что сейчас идут в бизнес? Чем они собираются заниматься? Кем они себя видят в экономическом и социальном плане?
  В 2010 году мы занимались тем, что оказывали организационные и консультационные услуги начинающим предпринимателям в рамках соответствующей государственной программы. Нами было оказано 540 консультаций. Анализируя ситуацию, в которой эти люди пошли в бизнес. Радужной ее назвать нельзя.
А.О.: К сожалению, полной картины, что из себя представляет малый и средний бизнес не может дать никто: ни общественные организации, такая как наша, ни государственные органы. Ситуация постоянно меняется, многие существуют только на бумаге и не ведут дела. Создаются новые фирмы, закрываются старые. Абсолютно точных цифр нет. А приблизительно в городе существуют более 3500 индивидуальных предпринимателей, еще столько же – разного рода ООО. Но сколько из них «живых» не скажет никто.
  Н.Е.: Что собой представляет малый бизнес применительно к нашим, сызранским условиям? Официально, это предприятия с численностью до 100 человек, но в нашем городе предприятия с такой численностью - это уже крупный бизнес. Наша ассоциация была создана для объединения в основном микробизнеса — это предприятия где заняты до 15 человек. Эта категория предпринимателей особенно остро нуждается в правовой поддержке, так как не имеет финансовой возможности содержать грамотную правовую службу.
  Если рассматривать малый бизнес по ведущейся экономической деятельности, то первое место занимает розничная торговля, затем – оказание услуг и очень не большой процент тех, кто занимается производством. Ситуация в экономике такова, что те предприниматели, кто занят в производстве вынужден либо деверсифицировать свой бизнес, переориентируя его на новые направления, либо просто уходить с рынка. Из тех начинающих предпринимателей, кто обратился к нам за консультационной поддержкой, не было ни одного чей бизнес бы строился на производстве. К сожелению тенденция к сокращению производств будет продолжена и в 2011 г.
  Нужно еще сказать о том, кто сейчас идет в бизнес. В своем большинстве -это люди, не имеющие опыта предпринимательской деятельности, не обладающие необходимыми знаниями. Они вынуждены в условиях сокращения, безработицы, спада производства становиться предпринимателями, не понимая, что их ожидает, не ведая какой груз обязанностей, который ляжет на их плечи.
  Когда мы расказываем начинающим предпринимателям о налоговой отчетности, об отчетности в Пенсионный фонд и фонд ФСС,о требованиях действующего законодательства, то люди уходят от нас несколько ошарашенные. Начинать сейчас свой бизнес очень трудно. И речь идет не о прибыли, трудно удержаться в рынке. Выполнить предпринимателю все требования действующего законодательства — невозможно. Не выполнение ведет к штрафным санкциям, которые с каждым годом только усиливаются и увеличиваются в размерах.
  Предприниматели не понимают ситуацию, в которой они оказались с 1 января 2011 года. У нас, что, закончился кризис, начался рост производства, - нет! А почему тогда выросли налоги и отчисления в фонды? Почему ежегодно меняются формы отчетности, при этом их содержание остается прежним?
Отчисления с Фонда оплаты труда в 2011 г увеличены до 34 %, одновременно с этим увеличилось количество сдаваемых отчетов. Если раньше индивидуальные предприниматели не сдавали отчеты а, придя в Пенсионый Фонд получали на руки протокол о проплаченных платежах за предшествующий год, то с 2011 г они обязаны сдавать два отчета:РСВ и отчет по персонифицированному учету. А если у предпринимателя имеется хотя бы один сотрудник, то Пенсионный фонд необходимо посещать ежеквартально, сдавая и отчет РСВ, и отчет по персонифицированному учету. Программа Пенсионного Фонда на сегодняшний день работает отвратительно, немного найдется предпринимателей, кто с первого раза и без ошибок сдал бы отчет за 2010 г. Чтобы сдать этот отчет, приходится фактически идти на подтосовку данных ,все эти нестыковки с округлениями цифр доводят предпринимателей до белого коленья. Такая же ситуация и с персонифицированным учетом.
А требования Пенсионного фонда о сдаче отчетности в электронном виде для предпринимателей имеющих наемных работников? Это не законно. Предприниматели численность работников у которых менее 50 человек имеют право на сдачу отчетности на бумажных носителях с предоставлением дискет. Для сдачи отчетности в электронном виде необходимо наличие соответствующей программы, а также необходима электронная подпись, что на сегодняшний день стоит денег. Консалтинговые фирмы к которым вынуждены обращаться предприниматели не могут гарантировать сохранности персонифицированных данных как того требует действующее законодательство.
  А.О.: Мало кто из предпринимателей, особенно начинающих способен содержать квалифицированного бухгалтера, а тем более юриста. Но, в противном случае, он сам себя загоняет под штрафные санкции. А они с этого года выросли в 10 раз, если ранее несвоевременная сдача декларации обходилась предпринимателю в 100 рублей, то с сентября 2010 г — 1000 рублей. А цены на подписные специализированные издания, на интернет? Все это ложится на конечную цену продукции или услуги.
  О.М.: Анализируя нашу работу в прошедшем году, условия ведения бизнеса в новом. 2011-ом можно назвать те условия для относительно нормальной работы предпринимателей. Которые нужно вводить незамедлительно.

 

  • Упрощение отчетности
    • Пролонгация помощи предпринимателям
      • Гранты начинающим и помощь действующим бизнесменам
  • Повышение ответственности предпринимателей за качество продукции и услуг