СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Татьяна Либерман

КАК РАЗВИВАТЬ БИЗНЕС В КРИЗИС И НЕ ПАДАТЬ ДУХОМ:
СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Непредсказуемость — это стресс и проверка на прочность для каждого, но особенно для собственников бизнеса. Можно ли относиться к новым реалиям не только как к испытанию, но и как к росту? Как использовать стресс с пользой для себя и своей команды, какие уроки вынести из кризиса — рассказали владельцы российских брендов.

Таня Либерман
основательница бренда украшений из Израиля JerusalemBazar, автор книги «Украшения строптивой»
— Я не могу отнести себя к тем счастливчикам, кто заранее подстраховался и «постелил себе соломки» на этот странный 2020 год. Поэтому мне, как и многим владельцам бизнесов, приходится стелить солому прямо в процессе — спасать бизнес, управлять командой, которая пытается работать из дома, брать ответственность, принимать быстрые и важные решения. Это стресс. Но это также и рост! Вот несколько лайфхаков, которые помогут выйти из кризиса более сильным, чем вы были до него.

Наблюдайте

Уникальность ситуации в том, что от пандемии пострадали практически все сферы, все страны и все люди одновременно. И всем приходится реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Анализируйте чужой опыт: что сработало у других? А где они провалились? И где потенциально могу провалиться я?

Общайтесь

Каждый день коммуницируйте с людьми, которые оказались в похожей бизнес-ситуации. Обмениваться опытом и раньше было полезно, но в условиях неопределённости учиться на чужих ошибках — самая верная стратегия. Времени на свои просто нет! Во время карантина я регулярно устраиваю прямые эфиры с собственниками из разных сфер и стран — брендов одежды, цветочного бизнеса, HR-агентств. Интересно, как они справляются, где берут сырьё, как сохраняют лояльность аудитории, как перешли в онлайн и на удалённую работу, какие лайфхаки можно у них перенять. Поделитесь своими переживаниями — и вы получите поддержку.

Принимайте

Всё, что мы точно знаем о кризисах: они случаются периодически, но всегда проходят. Так будет и в этот раз. К форс-мажору нельзя быть готовым, на то он и форс-мажор. Но если принимать его как данность — вместо того, чтобы тормозить, захочется действовать.
Действуйте
У всего мира могут быть каникулы, у предпринимателя — нет. Нужно успеть подготовиться к посткарантинному миру, где соскучившиеся покупатели вернутся к любимым брендам. Как вы будете их встречать? Готовиться можно и нужно уже сейчас. Заодно это отвлечёт от дурных мыслей.
Для меня самой большой и приятной неожиданностью стала поддержка наших лояльных клиентов. С начала карантина бестселлеры раскупили за несколько дней. Если бы не обидная ситуация с остановкой производства, продажи не только остались бы на прежнем уровне, но и выросли бы. Поэтому уже сейчас вместо того чтобы прокрастинировать, я продумываю новую коллекцию, план мероприятий и праздничных тусовок в наших магазинах. Чтобы поблагодарить за поддержку и, с другой стороны, подарить клиентам удовольствие от шопинга, по которому они соскучились за время карантина.

Доверяйте себе

Можно отнять деньги, бизнес, команду, дело жизни. Но опыт, который приобретён за время развития дела, навсегда останется с вами. Именно он выручит, когда появится возможность активно действовать (а она появится обязательно). Неважно, собираетесь вы восстанавливать старое или создавать новое.
Принимайте кризисную ситуацию как возможность прокачать свои навыки, которые сможете использовать после завершения карантина. Например, делая ставку на офлайн-магазины, я постоянно откладывала работу над сайтом. Сейчас использую освободившееся время и делаю его более удобным и простым для покупателей. А ещё перестраиваю команду на онлайн-продажи. Это бесценный опыт.

Поддерживайте своих сотрудников

Если вы всё правильно делали до кризиса, то сейчас ваша команда — это те люди, на которых вы можете опереться. Как и они на вас. Взаимная поддержка возвращает ресурсы, израсходованные на борьбу со стрессом.
Из-за особенностей бизнеса и полного перехода на онлайн-продажи, сейчас из всего штата задействованы только треть моих сотрудников. Остальные 20 человек — в оплачиваемом отпуске. При этом никто из них не уволился. Все понимают, что как только появится возможность, мы вернём бизнес на прежний уровень и ещё более высокие скорости. Без правильной корпоративной культуры такое отношение команды к бренду было бы невозможно. Сейчас самое время оценить атмосферу в вашем коллективе и сделать её более открытой и дружелюбной. Люди работают с людьми и для людей.

Просите поддержки у клиентов

Если лояльные клиенты пишут вам, делают онлайн-заказы, покупают сертификаты вашей продукции или услуг, которые смогут реализовать позже — это хорошо. Если нет, не стыдно попросить их об этом. Искренность ещё никогда не вредила.
«Покупайте у нас, отмечайте нас, расскажите о нас!» — это не столько о всегда работающем сарафанном радио. Увидеть волну сообщений с отметкой вашего бренда — огромная поддержка, которая вдохновляет.

Добавить комментарий