СОВЕТЫ ОТ БЫВАЛОГО...

"Нашел на выходных, наконец, время изучить проект бюджета на 2026-2028, а также дискуссии вокруг него. Разумеется, я смотрел на документ глазами предпринимателя и инвестора. Поэтому модернизацию инфраструктуры, подъем демографии, и прочие государственные задачи оставим за скобками.


 В бизнес-сообществе, в основном, все сосредоточились на стенаниях по поводу увеличения НДС на 10% (до 22%).


 Это, безусловно, невдохновляющий для бизнеса и людей (чуть было не написал, "населения") шаг. Тем более, что буквально несколько месяцев назад с самых высоких трибун рекомендовалось обойтись без увеличения налогового давления.


 В условиях жестокого кризиса, который проходит сейчас большинство бизнесов в условиях высокой ставки и сжимания спроса, повышение налогов - это апперкот после двоечки.


 Еще одним техничным ударом стало малозаметное в общей массе изменений, но чрезвычайно чувствительное для малого бизнеса снижение порога, с которого исчисляется НДС. В 6 раз.


 От НДС будут освобождены компании с выручкой до 800 тыс. руб. в месяц. Когда я слышу такие цифры, то представляю сервис по изготовлению ключей и замене батареек в часах.


 Все, что зарабатывает больше 10 млн. рублей в год, не только сокращает прибыль за счет нового налога, но и получает новые затраты в виде ведения бухгалтерии. Если УСН предприниматель может платить самостоятельно, то работа с НДС однозначно требует бухгалтера.


 В то же больное место бьет пересмотр льготных тарифов для МСП.

Поддержка государства теперь фокусируется на нескольких приоритетных отраслях. Оставляя за бортом потребительские сектора, в том числе сотни тысяч селлеров маркетплейсов.


 Важно помнить, что бюджет запланирован дефицитный, и предлагаемое увеличение налогов ситуацию даже не переламывает. Мы вполне вправе ожидать прибегания к другим непопулярным, но, вероятно, необходимым экономическим мерам. Вроде девальвации рубля, т.е. снижения стоимости труда, либо дальнейших налоговых новаций.


 По итогам изучения проекта бюджета, выводы инвестор может сделать, например, следующие:


- по налоговому бремени бизнеса наша страна выравнивается с развитыми (читай, стагнирующими) европейскими экономиками. Это не сочетается с очевидной, не раз озвученной задачей опережающего роста.

- при этом стоимость привлекаемого капитала у нас кратно выше тех же бенчмарков. Топливо для роста бизнеса стоит так дорого, что выгодней никуда не ехать.

- малый бизнес - точно не то, на что делает ставку государство. Людей, занятых этой суетливой и малопродуктивной деятельностью, лучше направить в производительные сектора экономики.

- если смотреть по другим секторам, наиболее уязвимыми оказывается ритейл, включая маркеплейсы, теряющие льготы IT-компании, и не связанная с госзакупками промышленность. Наиболее обласканными - экспортеры.

- повышение НДС подстегнет инфляцию, с которой мы так самоотверженно боремся. Рост налогов переложат на потребителя.

- приемлемая ставка, доступные кредиты, рост бизнеса и широкого фондового рынка - отодвигаются еще дальше.

- ну и главное - рост налогов приносит в жертву долгосрочное развитие экономики. Расти будем труднее и медленнее.


 ЧТО С ЭТОГО НАМ.

Нам нужно становится еще консервативнее в инвестициях. Еще меньше надежд на органический рост, не связанный с геополитикой. Еще меньше места для ярких историй успеха, венчурной модели, IPO и вот этого всего.


 И все обоснованней - ставка на PE-инвестиции, дивидендные модели, инструменты фиксированной доходности, отказ бизнесов от развития в пользу выживания. Даже если после обсуждения какие-то экстремальные моменты бюджета будут смягчены, вектор и образ экономического будущего понятен.

НЭП заканчивается."


 Алексей Н.

Добавить комментарий