Правительство рассмотрит вопрос о введении моратория на изменение закона «О торговле».

Правительство рассмотрит вопрос о введении моратория на изменение закона «О торговле». 

О предложении на один или два года ввести мораторий на изменение главного для розницы отраслевого закона — «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в России» («О торговле») —рассказали участники состоявшегося в понедельник, 26 ноября, совещания крупнейших розничных сетей с вице-премьером Дмитрием Козаком. 

В числе участников первой «торговой» встречи с вице-премьером — главы X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «М.Видео-Эльдорадо», «Магнита» и другие. Один из собеседников РБК напомнил, что закон «О торговле» сейчас проходит оценку фактического воздействия — Минэкономразвития проверит этот и еще 28 действующих нормативно-правовых актов на предмет их влияния на бизнес-климат. Результаты министерство должно представить в феврале 2019-го. Анализируемые законы должны были обеспечить конкуренцию и прозрачность рынка и защитить интересы российских производителей, однако на деле, как указывалось в плане проверки министерства, создают сложности для участников рынка. 

Как сообщила глава «Магнита» Ольга Наумова, введение моратория позволит отрасли, во-первых, адаптироваться уже к введенным изменениям, а также более комплексно и эффективно проработать возможные дальнейшие изменения. По ее словам, логичным развитием отрасли должно стать саморегулирование — например, в формате создания совета рынка. Сейчас, НП «Совет рынка» действует, например, в энергетике: в его набсовет входят представители потребителей, всех компаний, участвующих в производстве, распределении и сбыте электроэнергии, а также регулятор. 

Несмотря на просьбу о моратории, сети выступали с инициативами все-таки изменить некоторые положения действующего законодательства. На совещании также обсуждалось проведение оценки фактического воздействия принятых в январе 2017 года поправок в закон «О торговле», в частности об ограничении размера ретро-бонуса до 5%: предлагается вывести логистику из-под действия этой нормы, рассказал РБК директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов. По его словам, также оценке фактического воздействия подвергнут так называемый закон о возвратах: участники встречи выразили сомнения в его полезности в том числе и для поставщиков. 

Как отметил один из участников совещания, X5 Retail Group также предложила снять антимонопольные ограничения на максимально занимаемую розничной компанией долю в 25% для населённых пунктов. 

Все предложения торговых сетей найдут свое отражение в протокольных решениях, заявил представитель замглавы правительства Илья Джус. Стороны договорились создать рабочую группу под руководством замглавы Минпромторга Виктора Евтухова по рассмотрению предложений ретейла в сфере нормотворчества. На встрече, по словам Джуса, действительно обсуждалась одна из главных инициатив сетей — введение моратория на изменения законодательства о торговле: с точки зрения стабильности правил игры в отрасли и оценки фактического воздействия уже принятых изменений в закон «О торговле». 

Как рассказывает Станислав Наумов, до конца марта 2019-го новая рабочая группа должна будет подготовить видение проекта организационной структуры «розничного» СРО — до этого момента ожидается, что правительство не будет поддерживать никаких поправок в закон «О торговле». В совет рынка, по его словам, войдут сенаторы, депутаты, ретейлеры и производители. 

Торговля за торговый закон 

Закон «О торговле» — первый, который предусматривал рамочное регулирование розницы в России, — был принят в декабре 2009 года. Принятию закона предшествовали несколько лет согласований из-за ведомственных разногласий: в первом чтении закон «приняли по личной просьбе премьера Владимира Путина», но государственно-правовое управление президента и его помощник (в то время) Аркадий Дворкович дали отрицательное заключение, назвав основные положения «сомнительными с правовой точки зрения». Второе чтение переносилось трижды, но в итоге закон был принят. Документ предусматривал регулирование правительством цен и наценок на социально значимые продукты, определял сроки оплаты поставленных товаров (от 10 до 45 календарных дней в зависимости от срока годности), запрещал торговой сети открывать новые магазины, если ее доля в розничном обороте продовольственных товаров превышает четверть. Закон также запретил ретейлерам включать в договор поставок любые вознаграждения от поставщиков, кроме одной объемной скидки в размере максимум 10% от закупочной цены товара. Но закон не оправдал возложенных на него надежд: существенного положительного сдвига в договорных отношениях между ретейлерами и поставщиками не произошло, а участники рынка гибко приспособились к изменениям. После того как государство признало, что закон не сработал, с 2012 года началась работа над поправками, которая длилась несколько лет. В июне 2016 года Госдума приняла поправки в закон о торговле, ограничившие размер вознаграждения, который ретейлеры могут получить от поставщиков, — не более 5% от цены. По замыслу одного из авторов, депутата Ирины Яровой, поправки должны были «защитить отечественного производителя от поборов со стороны торговых сетей». Но часть ретейлеров пыталась уклониться от исполнения закона. Некоторые из них, в частности X5 Retail Group, предлагали поставщикам снизить закупочные цены из-за отказа от ретро-бонуса. 

О необходимости заморозить закон «О торговле» розничные компании просят не в первый раз. «Необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — отмечал еще в феврале глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев. 

Саморегулироваться сети пытаются уже давно. Еще в 2012 году был создан «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». Этот свод правил, основанный на «принципах взаимного уважения и добросовестного поведения» участников рынка, подписали крупнейшие отраслевые ассоциации. Фактически на несколько лет кодекс стал дополнением к закону «О торговле». Но в 2016 году часть положений кодекса стала противоречить новым поправкам в закон, и его широкое использование прекратилось.

Нет комментариев
Добавить комментарий